Лексический РРР?
Летний Лексический Лагерь
Если пока от РРР оторваться сложно, но в лексический подход хочется, то можно пробовать внедрять элементы ЛП на каждой стадии урока.
Самое первое, что можно сделать - работать с чанками, а не с отдельными словами, искать словосочетания и коллокации, которые будут полезны и интересны студентам в определенном контексте.

Presentation

Когда мы презентуем какие-то чанки, нам нужно обрамить их контекстом, чтобы было понятно, как они функционируют в языке. Даже если презентация идёт от учителя, то чанки должны быть обрамлены контекстом.

На данном этапе важно понимать, а понял ли студент значение чанков, поэтому задаём не обычные стандартные CCQs, а лексические. Лексические CCQs отличаются от стандартных тем, что на них нет очевидного ответа, у каждого студента ответ будет свой, индивидуальный.

Также можем тут расширять знания о чанках (проводить exposure), например, какой ко-текст обрамляет чанк, обращаем внимание на микро-грамматику (артикли, предлоги, падежи и проч.), как можно сделать другую часть речи, какие ещё коллокации есть и т.д.

Practice

Когда мы проводим controlled practice, наша цель - убедиться, что студент понял, что слова значат. Обычно тут проводятся такие задания как gap-fill, matching и т.д.
В таком случае студент, допустим, вставляет слова в пропуски, но что можно сделать ещё?
Конечно, поработать с контекстом!
  • Первый способ - сделать вертикальное или горизонтальное развитие.

    Горизонтальное развитие заключается в том, что студент думает, что может быть сказано до и после конкретного предложения, то есть что говорит один человек. Например,

    Ich bin gerade aufgestanden. Что может сказать человек до и/или после этой фразы?

    Ich bin noch schläfrig. Ich bin gerade aufgestanden. Ich brauche noch eine Tasse Kaffee. То есть все это говорит один человек.

    Вертикальное развитие - это когда студент думает, что на определенное предложение мог бы сказать другой человек, например, Ich bin gerade aufgestanden.

    Как может отреагировать другой человек до и/или после этой фразы? Например, так: Brauchst du vielleicht eine Tasse Kaffee?

  • Второй способ - обратить внимание на интересные чанки в самих предложениях.

    Это могут быть и грамматикализированные чанки. А также потом поработать с этими чанками - задать лексические CCQs и провести exposure (расширение знаний о чанке).

  • Третий способ - изменить контекст.

    Например, у нас есть предложение "Er will weder Eigeninitiative zeigen, noch anderen Kollegen helfen."

    Меняем контекст: Was will er nicht? Er will weder kochen, noch aufräumen.

    А также на этом же этапе можно ввести / повторить такой чанк как "Er will nicht nur ..., sondern auch..." - как контекстуальный синоним к грамматикализированному чанку "Er will weder ... noch..."

На стадии semi-controlled practice студенту обычно нужно использовать ту лексику, которая была презентована и отработана на этапе контролируемой практики. Даём выбрать студенту чанки, которые им хочется использовать, при этом даже из тех, которые не были таргет языком, но и тех, которые студенты нашли интересными в предложениях.

Можно разделить их на холодильник - морозильник - урну. В холодильник идут чанки, которые студентам нравятся и они хотят попробовать использовать их в речи. В морозилку идут те чанки, которые студентам, возможно, понадобятся в будущем. В урну складываем все, что не нравится и не хочется использовать.
Самое интересное то, что спустя 2-3 урока мы начинаем "копаться в мусорке", чтобы найти чанки, которые помогут выразить мысль :)

Production

На данной стадии студентам можно использовать абсолютно любую лексику, которую им хочется, поэтому часто студенты идут по пути наименьшего сопротивления и используют только то, что они уже знают. Именно поэтому обратная связь - наше все. Через переформулировку и elicitation мы можем вернуть студентов к чанкам, особенно к тем, которые они выбрали.
А также поработать с emergent language, потому что бывает такое, что возникающий язык становится через какое-то время target, а target - становится emergent.
Должна сказать: РРР остаётся в рамках коммуникативного подхода как подхода к уроку, поэтому все, что предложено в статье - лишь элементы лексического подхода. Но внедрив их однажды, вы сможете испытать всю глубину ЛП. А постепенно отойти от РРР в пользу ОНЕ cycle, и вместо презентации давать студентам больше инпута, чтобы наблюдать и подглядывать за языком, замечать, как он меняется от ситуации к ситуации, экспериментировать и тащить себе в копилку все, что кажется нужным :)
Made on
Tilda